Экспедиция 2024 г.
Блоги и рассказы наших друзей.
Поход Москва - Архангельск на моторном судне «Гидрограф»
Поход на моторном судне «Гидрограф» из Москвы в Архангельска по рекам Сухона и Северная Двина готовился несколько лет. Особенность такого похода в том, что эти реки на судне с осадкой в полтора метра можно пройти только во время весеннего половодья. Именно в это время реки наполняются водой, понимается высоко уровень и суда с такой осадкой могут пройти по этому маршруту.
Заранее были приобретены карты, изучены сводки по уровню воды. Все говорило о том, что именно в период с 15 мая до середины июня можно уверенно пройти по этому маршруту. Но уже  к концу мая вода неожиданно стала резко падать. И «Гидрографу» удалось дойти только до Тотьмы. Поэтому пришлось к походу, посвященному 100 летию Северной Гидрографической службы, привлекать мелкоседящие суда. Одно для перехода из Тотьмы в Великий Устюг, а затем из Великого устюга еще другое судно. В результате, план по прохождению маршрута был выполнен.
 В таком походе я принимала участие впервые. И хочу немного поделиться своими мыслями.
Карта экспедиционного похода от г. Череповца до Архангельска по р. Сухони и Северной Двине 2024 год.
Издавна реки считались «венами» и «артериями», по которым, двигаясь в старину на своих суденышках и ладьях, люди совершали своего рода путешествия, открывая новые пространства и основывая по берегам поселения, перевозили товары, торговали, и деревни превращались в города.
Современный человек тоже имеет возможность повторить старинные торговые пути, пройдя водными артериями, только будет это называться «речной круиз», как способ путешествия к населенным пунктам, расположенным по берегам рек. И судно будет большим, комфортабельным, как теплоход «Русь Великая», замеченный на стоянке в Череповце. Этот теплоход, один из немногих, кто ходит на Соловки через Беломоро-Балтийский канал.
Теплоход «Русь Великая»
Но почему-то такой способ передвижения меня никогда не привлекал, им не пользовалась за исключением кратковременных речных прогулок. И, если бы не одна случайность, возможно, никогда бы не узнала, что значит на протяжении почти двух недель жить на судне и следовать по руслу водяной дороги, наблюдая километр за километром за изгибами рек и неспешно меняющимися на глазах пейзажами.
В этом схожесть с автомобильными путешествиями – где русло или трасса, там и путь. Но есть и отличие: селение с реки выглядит намного привлекательней, чем с любой прекрасной дороги.
Как правило, туристические речные маршруты ограничиваются бассейном Волги, Дона, каналами Волго-Балта. А наш не замыленный маршрут пролёг в стороне от проторенных, популярных «дорог». В нашем путешествии много было воды, будет она и в рассказах. Как пелось в одной незамысловатой песенке, человеку без воды — и ни туды и ни сюды!
Фотограф: Олег Сенов
Водным маршрутом от Череповца до Архангельска
Простившись пригожим майским днём с исходной точкой начала моего участия в походе – Череповцом, наш «речной дом» экспедиционное судно «Гидрограф» отправился в дальний путь.

Наш маршрут проходил по рекам Вологодской и Архангельской областей, через Северо-Двинскую систему каналов. Эти реки уже давно не используются как туристическое направление речными судами, или используются в ограниченном формате на определенных отрезках. Поэтому маршрут по рекам Сухона и Северная Двина является уникальным.
И в каждом месте, где останавливались участники экспедиции, свои страницы истории. Чтобы читатель мог иметь представление о маршруте в целом, вкратце об этом. Через череду шлюзованных каналов с Шексны достигли Сиверского озера и сделали остановку в Кириллове, расположенном на его берегу. С воды Кирилло-Белозерский смотрелся особенно чудесно! Отсюда км 30 по трассе до Ферапонтово, куда не преминули заглянуть.
Кирилло-Белозерский монастырь
Из Сиверского озера  вышли в Кубенское озеро и высадились на острове Спас Каменный. В давние времена маленький остров привлек монахов, основавших здесь Спасо-Каменный монастырь.  Мы побывали на службе и пообщались с монахами.
Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере

С основной «трассы» – реки Сухона, что берет начало в Кубенском озере, свернули на второстепенную «дорогу» – реку Вологда. Она привела прямиком в областной центр, известный своими кружевами, палисадниками и великолепием Софийского собора.
Вологда
А из Вологды по речным просторам Сухоны держали путь в Тотьму, город тотемских мореходов.
Там, где сливаются Сухона и Юг, образуя Малую Северную Двину, раскинулся старинный Великий Устюг, символом которого стал Водолей. Количеству соборов, какие есть в Устюге, может позавидовать любой город.
Когда в Малую Северную Двину вливается река Вычегда, тогда образуется Северная Двина. На реке Вычегде стоит Сольвычегодск, обязанный во многом  солепромышленникам Строгановым. Было время прогуляться по его тихим улочкам и восхититься красотой  барочных храмов.
Сделали остановку у деревни Ершевская Архангельской области, в нескольких километрах от Красноборска. В этой неприметной с виду деревне жил и работал   художник Александр Борисов, воспевший красоту Арктики и русского Севера. В его бывшем доме теперь музей. 
Дом художника Александра Борисова
Прогулялись по Красноборску и посетили  краеведческий музей.
Доплыли до деревни Большая – Пермогорья и, поднявшись на высокий холм, увидели, в каком плачевном состоянии находятся церкви Георгия Победоносца и Воскресения Христова.  Обидно.
Фотограф: Олег Сенов. Храмовый комплекс. Церкви Георгия Победоносца и Воскресения Христова.
Остановились в месте впадения в Двину реки Верхняя Тойма и прошлись по селу с таким же названием, заодно посчитали, сколько в селе мостов и узнали, зачем столько.
На нашем пути – село Двинской Березник, центр Виноградовского района Архангельской области, впервые упомянутый в 1678 году. 
Село Двинской Березник
Северная Двина бежит дальше, ширясь и наполняясь притоками. Один из них – речка Емца у древнего села Емецк. Трудно в это поверить, но Емецк старше Москвы, а еще это архангельское село – малая родина знаменитого вологодского поэта Николая Рубцова.
Собор Богоявления Господня в селе Емецк
Отклонившись немного от курса, из Емецка на такси рванули на небольшой полуостров на Михайловском озере в Антониево-Сийский монастырь, основанный в 1520 году преподобным Антонием. Так он выглядит с высоты птичьего полёта.
Небольшой поселок Усть-Пинега в Холмогорском районе, хотя и древний, но не столь известный как Холмогоры. Места здесь красивые, раздольные, только вот народ уезжает.
И, наконец, мы прибыли в Архангельск и совершили торжественный проезд по акватории Северной Двины вдоль набережной. За нами устремились ловцы волны, эффектно совершая кульбиты с прыжками на водных скутерах. Достойное завершение путешествия! Такова наша нитка маршрута ожерельем из красивых и ярких бусин.
А какие на реках вечера! Что ни вечер, полыхало небо огнём, пламенея в закате.
Капитан, что бог на небе
Говорят, главное в корабле – его двигатель, мотор. Может, и так, но душа и сердце корабля – те, без кого любое судно лишь обычная железяка, без кого оно не живет, не дышит. Душа и сердце корабля – люди, кому выпало судьбой оказаться на одном судне в рамках одной экспедиции. А сердце корабля, без сомнения, бьется в ритме сердца капитана. По одной поговорке капитана отличает от других лучшая на судне фуражка и светлая голова. По всем признакам это наш капитан, и фуражка имелась, и в седой голове – ума палата.
С москвичом Александром Афанасьевичем Скляровым, своим ровесником, познакомилась на Соловках в 2023 году, куда следом за нашей яхтой пришел «Гидрограф», пришвартовавшийся рядом. Побывав в те дни на «Гидрографе», не предполагала, что снова окажусь на судне через год, и не в качестве гостя, случайно заглянувшего на огонёк, а полноправным членом экспедиционной команды. Уже тогда Александр задумал маршрут по северным рекам до Архангельска с выходом в Белое море. И когда к весне весь маршрут сложился в одну цепочку, позвал меня на один из его этапов.

Спокойный, рассудительный, со знанием 6 языков, и не подумаешь, что военный, Александр мечтал о морских походах на собственном судне. Мечта сбылась, когда в конце 90-х – начале 2000-х началась активная компания по списанию судов различного назначения и распилу их на металлолом. Такая участь постигла бы и «Гидрограф», разъездной катер типа «Ярославец», без начинки, почти один остов, не попади он в поле зрения Александра. За 10 лет упорного труда Александр, вложив частичку своей души, превратил безжизненную «железяку» в живой организм, в красавец- корабль, которому и море «по плечу»...